Доступная среда

Государственная программа «Доступная среда»

Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года (Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 (ред. от 23.03.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" продлена до 2025 года).

Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы

Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Федеральные документы

В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.

 

Проект доступная среда – общие понятия

Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.

Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.

Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:

инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.

Документы МБОУ "Томаровская СОШ №2"

 

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В целях обеспечения доступности в ОУ детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в школе имеется:
1. Автомобиль Газ-32212 для подвоза инвалидов.
2. Лестничный подъемник, предназначенный для подъема детей-колясочников на 2 и 3 этажи в библиотеку, кабинет информатики и др.
3. Расширены дверные проемы входной группы и в санузел до 90 см.
4. Вход в здание оборудован пандусом.
5. Сенсорная комната, в которой имеюся интерактивный источник света для фибероптики, цветодинамический проектор, стол с подстветкой стеклянный и песок для песочной терапии, маты, сенсорные дорожки, сухой бассейн, массажные коврики, мячики, валики для проведения оздоровительных и релаксирующих занятий.

В школе имеется анкета доступности и Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования

Общее количество детей в образовательном учреждении 365, из них

16 детей с ограниченными возможностями здоровья и 5 детей, имеющих статус ребенка-инвалида,  что составляет 5% от общего числа обучающихся.

Из них по видам нарушений:

 

Рекомендована АООП

Количество детей с ОВЗ

Всего детей

Из них инвалидов

Уровни обучения

1 класс

2-4 класс

5-9 класс

Для детей с тяжелыми нарушениями речи

-

3

-

3

-

Для детей с задержкой психического развития

2

3

6

11

1

Для детей с нарушениями ОДА

-

-

1

1

1

Для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

-

1

-

1

1

Дети-инвалиды, обучающиеся по основной общеобразовательной программе

-

2

-

2

2

Всего

 

 

 

18

5

Структура дефектов речи у обучающихся по адаптированным программам неоднородна. В группы логопедической коррекции  зачислены дети, имеющие нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, недостаточную сформированность  средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи, несформированность языковых и речевых средств.

Структура выявленных особенностей психического развития детей с ОВЗ (психологический диагноз):

низкий уровень развития высших психических функций – 15 обучающихся;

низкий уровень развития произвольности – 5 обучающихся;

нарушения эмоционально-волевой сферы – 2 обучающихся;

низкий уровень сформированности учебной мотивации – 4 обучающихся;

недоразвитие сенсомоторной координации –2 обучающийся;

низкий уровень развития коммуникативных навыков -3 обучающихся.

Все 16 детей с ОВЗ обучаются инклюзивно в общеобразовательных классах, имеют индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения.

Образовательное учреждение осуществляет социальное партнерство с ОГБУЗ «Томаровская районная больница им. И.С. Сальтевского», территориальной психолого-медико-педагогической комиссией Яковлевского городского округа.

Условия для включения в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями.

Форма работы

ответственный

сроки

1

Работа кабинетов педагога-психолога и учителя логопеда

Специалисты

В течение года, согласно графику работы

2

Работа сенсорной комнаты

Специалисты

В течение года, согласно графику работы

3

Доступные классы: вход в классы без порога, широкие проходы между партами, освещение класса

Директор школы, работники школы

2014 г.

4

Работа бассейна

Учителя физической культуры

Ежегодно с ноября по апрель

5

Оборудование туалета для детей с ОВЗ

Директор школы

2014 г.

6

Разработка программ психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ

Педагог-психолог, учитель-логопед,

педагоги

Ежегодно

7

Работа консультационной службы специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда)

Педагог-психолог, учитель-логопед

 

В течение года

8

Включение в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями.

Педагоги школы

постоянно

9

Организация летнего отдыха детей с особыми образовательными потребностями.

Администрация школы, социальный педагог

ежегодно

Условия охраны здоровья обучающихся. в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

  1. В учреждении лицензирован медицинский кабинет. Кабинет оснащен в соответствии с требованиями.
  2. Заключен договор с ОГУЗ «Томаровская больница» №13 от 01.01.2019 г. на оказание первой медицинской помощи несовершеннолетним на базе медицинского кабинета школы. Согласно договору в учреждении работает медицинская сестра Томаровской РБ.
  3. В определенных законом кабинетах и лабораториях имеются медицинские аптечки первой помощи.
  4. Все педагогические работники прошли курсы повышения квалификации по программе «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим» с получением квалификационного удостоверения.
  5. Для профилактических прививок и прививок в соответствии с календарем прививок ведется работа с родителями о предоставлении согласия на прививки.
  6. Для детей с ОВЗ и инвалидов в соответствии с заключением ЦПМПК или ТПМПК, рекомендациями ИПРА оказывается логопедическая и (или) психологическая помощь.
  7. Разработаны инструкции по охране труда и технике безопасности в кабинетах. Проводятся инструктажи по технике безопасности в классах, в особых кабинетах и на особых предметах, при подвозе на школьном транспорте, во время пребывания в учреждении.
  8. Разработан паспорт безопасности учреждения, имеется пожарная декларация и паспорт антитеррористической деятельности.
  9. Учреждение оснащено видеонаблюдением,  системой автоматической пожарной сигнализации, тревожной кнопкой, выводом на ЕДДС, необходимым количеством огнетушителей. Охрану здания и пребывающих в ней детей и сотрудников осуществляют: в дневное время – вахтер, в ночное время – сторожа.
  10. В целях антитеррористической защищенности территория школы огораживается металлической изгородью.
  11. Контролируется въезд на территорию школы транспорта: издан приказ о перечне ТС, которым разрешен въезд.
  12. Совершается систематический обход территории школы с целью обеспечения безопасности, регулярно проводится контроль работоспособности телефонов связи с дежурной частью ОМВД России по Яковлевскому району.

 

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В школе организовано питание школьников в соответствии с Положением об организации горячего питания и Положением о школьной столовой, режимом ОУ, календарным графиком, перспективным меню и требованиями СанПиН.
Обучающиеся обеспечены 2-х разовым горячим питанием: завтрак и обед.

График посещения столовой

Завтрак

8.00 - 8.20   - 1а, 1б,2а,2б и 11 классы

9.00 - 9.20   -  3а,3б, 4а,4б и 9а классы

10.00 – 10.20  - 5а,5б,7а,7б и 10 классы

11.00 – 11.20   -   6а,6б,8а,8б и 9б классы

Обед

12.00 - 12.20   - 1а, 1б,2а,2б и 11 классы

13.00 - 13.20   -  3а,3б, 4а,4б и 9а классы

14.00 – 14.20  - 5а,5б,7а,7б и 10 классы

15.00 – 15.20   -   6а,6б,8а,8б и 9б классы

Полдник

13.25 - 13.35  - 1а, 1б,2а,2б                 

13.40 - 13.50   -  3а,3б, 4а,4б                 

14.25 – 14.35  - 5а,5б, 6а,6б                

15.30 – 15.40   -   7а,7б ,8а,8б

15.45 – 15.55   -    9а, 9б,10,11 классы

Среди обучающихся учреждения:
- 5 детей-инвалидов,
- 16 обучающихся с ОВЗ,
- 81 обучающиеся из многодетных семей.
Все они обеспечены 2-х разовым горячим питанием за счет бюджетных и внебюджетных средств:
81 детей из многодетных семей – за счет средств федерального, регионального  и муниципального бюджета;
Все обучающихся, кроме 81 многодетных, обеспечены завтраком и 16 обучающихся с ОВЗ обедом – за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджета. Обедом обучающиеся, кроме детей из многодетных семей и детей с ОВЗ, обеспечиваются за счет средств родителей.

Создание условий для организации питания:
1. В учреждении имеется пищеблок, оснащенный всеми помещениями, необходимым оборудованием, оснащением.
2. Имеется столовая на 220 посадочных мест.
3. Имеются кадры: шеф-повар, повар, подсобный рабочий.
4. Имеются условия и реализуется приготовление пищи из поставленных продуктов питания поставщиками на основе заключенных договоров.
5. Заключены договоры поставки продуктов питания и питьевой воды.

Организован контроль:
- за качеством поставляемой продукции (приемочная комиссия);
-за качеством приготовленных блюд (бракеражная комиссия, ведется бракеражный журнал);
- за санитарно-гигиеническими условиями на пищеблоке и в столовой (медсестра – акт, трехступенчатый контроль – комиссия совместная администрации и профкома, производственный контроль надзорных органов (Роспотребнадзор);
-контроль за организацией горячего питания и качеством приготовленных блюд, с участием родителей.

Рекомендации учителям

 

 Памятка "Советы родителям детей с ОВЗ"

 

1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.

2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.

3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.

4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.

5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.

6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможен доступ к электронным образовательным ресурсам, имеющим версию для слабовидящих. На сайте школы создана версия для слабовидящих.

Федеральный центр электронных образовательных ресурсов

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Медиатека образовательных ресурсов

Информационная система образовательных услуг ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА.

Доступ к информационной системе образовательных услуг ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА  осуществлятеся через Портал Госуслуг

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Дата последнего изменения: 23 Сен 2021 17:29