Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года (Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 (ред. от 23.03.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" продлена до 2025 года).
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Федеральные документы
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.
В целях обеспечения доступности в ОУ детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в школе имеется:
1. Автомобиль Газ-32212 для подвоза инвалидов.
2. Лестничный подъемник, предназначенный для подъема детей-колясочников на 2 и 3 этажи в библиотеку, кабинет информатики и др.
3. Расширены дверные проемы входной группы и в санузел до 90 см.
4. Вход в здание оборудован пандусом.
5. Сенсорная комната, в которой имеюся интерактивный источник света для фибероптики, цветодинамический проектор, стол с подстветкой стеклянный и песок для песочной терапии, маты, сенсорные дорожки, сухой бассейн, массажные коврики, мячики, валики для проведения оздоровительных и релаксирующих занятий.
В школе имеется анкета доступности и Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования
Общее количество детей в образовательном учреждении 365, из них
16 детей с ограниченными возможностями здоровья и 5 детей, имеющих статус ребенка-инвалида, что составляет 5% от общего числа обучающихся.
Из них по видам нарушений:
Рекомендована АООП |
Количество детей с ОВЗ |
Всего детей |
Из них инвалидов |
||
Уровни обучения |
|||||
1 класс |
2-4 класс |
5-9 класс |
|||
Для детей с тяжелыми нарушениями речи |
- |
3 |
- |
3 |
- |
Для детей с задержкой психического развития |
2 |
3 |
6 |
11 |
1 |
Для детей с нарушениями ОДА |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
Для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
Дети-инвалиды, обучающиеся по основной общеобразовательной программе |
- |
2 |
- |
2 |
2 |
Всего |
|
|
|
18 |
5 |
Структура дефектов речи у обучающихся по адаптированным программам неоднородна. В группы логопедической коррекции зачислены дети, имеющие нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, недостаточную сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи, несформированность языковых и речевых средств.
Структура выявленных особенностей психического развития детей с ОВЗ (психологический диагноз):
низкий уровень развития высших психических функций – 15 обучающихся;
низкий уровень развития произвольности – 5 обучающихся;
нарушения эмоционально-волевой сферы – 2 обучающихся;
низкий уровень сформированности учебной мотивации – 4 обучающихся;
недоразвитие сенсомоторной координации –2 обучающийся;
низкий уровень развития коммуникативных навыков -3 обучающихся.
Все 16 детей с ОВЗ обучаются инклюзивно в общеобразовательных классах, имеют индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения.
Образовательное учреждение осуществляет социальное партнерство с ОГБУЗ «Томаровская районная больница им. И.С. Сальтевского», территориальной психолого-медико-педагогической комиссией Яковлевского городского округа.
Условия для включения в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями.
№ |
Форма работы |
ответственный |
сроки |
1 |
Работа кабинетов педагога-психолога и учителя логопеда |
Специалисты |
В течение года, согласно графику работы |
2 |
Работа сенсорной комнаты |
Специалисты |
В течение года, согласно графику работы |
3 |
Доступные классы: вход в классы без порога, широкие проходы между партами, освещение класса |
Директор школы, работники школы |
2014 г. |
4 |
Работа бассейна |
Учителя физической культуры |
Ежегодно с ноября по апрель |
5 |
Оборудование туалета для детей с ОВЗ |
Директор школы |
2014 г. |
6 |
Разработка программ психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ |
Педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги |
Ежегодно |
7 |
Работа консультационной службы специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда) |
Педагог-психолог, учитель-логопед
|
В течение года |
8 |
Включение в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями. |
Педагоги школы |
постоянно |
9 |
Организация летнего отдыха детей с особыми образовательными потребностями. |
Администрация школы, социальный педагог |
ежегодно |
Условия охраны здоровья обучающихся. в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В школе организовано питание школьников в соответствии с Положением об организации горячего питания и Положением о школьной столовой, режимом ОУ, календарным графиком, перспективным меню и требованиями СанПиН.
Обучающиеся обеспечены 2-х разовым горячим питанием: завтрак и обед.
Завтрак
8.00 - 8.20 - 1а, 1б,2а,2б и 11 классы
9.00 - 9.20 - 3а,3б, 4а,4б и 9а классы
10.00 – 10.20 - 5а,5б,7а,7б и 10 классы
11.00 – 11.20 - 6а,6б,8а,8б и 9б классы
Обед
12.00 - 12.20 - 1а, 1б,2а,2б и 11 классы
13.00 - 13.20 - 3а,3б, 4а,4б и 9а классы
14.00 – 14.20 - 5а,5б,7а,7б и 10 классы
15.00 – 15.20 - 6а,6б,8а,8б и 9б классы
Полдник
13.25 - 13.35 - 1а, 1б,2а,2б
13.40 - 13.50 - 3а,3б, 4а,4б
14.25 – 14.35 - 5а,5б, 6а,6б
15.30 – 15.40 - 7а,7б ,8а,8б
15.45 – 15.55 - 9а, 9б,10,11 классы
Среди обучающихся учреждения:
- 5 детей-инвалидов,
- 16 обучающихся с ОВЗ,
- 81 обучающиеся из многодетных семей.
Все они обеспечены 2-х разовым горячим питанием за счет бюджетных и внебюджетных средств:
81 детей из многодетных семей – за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджета;
Все обучающихся, кроме 81 многодетных, обеспечены завтраком и 16 обучающихся с ОВЗ обедом – за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджета. Обедом обучающиеся, кроме детей из многодетных семей и детей с ОВЗ, обеспечиваются за счет средств родителей.
Создание условий для организации питания:
1. В учреждении имеется пищеблок, оснащенный всеми помещениями, необходимым оборудованием, оснащением.
2. Имеется столовая на 220 посадочных мест.
3. Имеются кадры: шеф-повар, повар, подсобный рабочий.
4. Имеются условия и реализуется приготовление пищи из поставленных продуктов питания поставщиками на основе заключенных договоров.
5. Заключены договоры поставки продуктов питания и питьевой воды.
Организован контроль:
- за качеством поставляемой продукции (приемочная комиссия);
-за качеством приготовленных блюд (бракеражная комиссия, ведется бракеражный журнал);
- за санитарно-гигиеническими условиями на пищеблоке и в столовой (медсестра – акт, трехступенчатый контроль – комиссия совместная администрации и профкома, производственный контроль надзорных органов (Роспотребнадзор);
-контроль за организацией горячего питания и качеством приготовленных блюд, с участием родителей.
Рекомендации учителям
Памятка "Советы родителям детей с ОВЗ"
1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.
2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.
3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.
4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.
5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.
6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможен доступ к электронным образовательным ресурсам, имеющим версию для слабовидящих. На сайте школы создана версия для слабовидящих.
Федеральный центр электронных образовательных ресурсов
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Медиатека образовательных ресурсов
Информационная система образовательных услуг ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА.
Доступ к информационной системе образовательных услуг ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА осуществлятеся через Портал Госуслуг
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья